Дифференциация слогов



Дифференциация слогов:
Игра «Эхо»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.
Оборудование: ширма.
Описание игры: логопед предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Логопед четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет.
Эту игру можно использовать как упражнение для развития речевого дыхания, постепенно увеличивая количество звуков, произносимых на одном выдохе (до 3-4).
Игра «Бабочка»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.
Описание игры: логопед предлагает детям «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы – бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока логопед произносит слоги («песенки»), но замирает, когда логопед произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай...
Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии.
Игра «Медвежонок»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.
Оборудование: две игрушки медведица и медвежонок.
Описание игры: логопед показывает медвежонка и говорит, что он потерялся. Медвежонок еще маленький и не может громко позвать свою маму. Логопед просит детей помочь медвежонку и громко повторить его слова: Ам-ма! Ом-мо! Ум-му! Затем появляется медведица и благодарит детей за помощь.
Можно предложить обратные и прямые слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.
Игра «Малыш»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.
Оборудование: кукла-мальчик
Описание игры: логопед показывает игрушку и говорит, что малышу скучно, поэтому он плачет. Предлагает спеть вместе с малышом его песенку: сначала внимательно послушать, потом повторить. Логопед тонким голоском произносит слоги, а дети повторяют: «Ма-му, ма-мо, ма-мы, му-мы, му-мо, мы-ма-мо...».
Можно предложить прямые слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.
Игра «Повтори за мной»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
Оборудование: игрушечный медведь.
Описание игры: логопед показывает игрушку и говорит, что этот медвежонок приехал к нам из сказочной страны и не умеет разговаривать на нашем языке. Предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па – ба, по –бо, пу – бу, па –па- па, ба- ба –ба.
Можно предложить слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Можно использовать эту игру в организационном моменте занятия, попросив повторить слоги за сказочным героем. На фронтальном занятии ребенок, правильно повторив слоги, садится на свое место. Это позволит каждому ребенку принять участие в игре.
Игра «Какой слог лишний?»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
Описание игры: логопед произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)
Эту игру можно использовать в основной части фронтального или индивидуального занятия, меняя ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии.
Игра «Телефон»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
Описание игры: логопед говорит на ухо ребенку слог, ребенок повторяет вслух. Логопед называет тот же или оппозиционный слог. Дети должны определить, правильно ли повторил логопед. Глухие и звонкие согласные в этой игре не дифференцируются.
Эту игру можно использовать в основной части фронтального занятия, меняя ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии.
Игра «Веселый мяч»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
Оборудование: мяч.
Описание игры: дети встают полукругом, логопед по очереди бросает мяч детям, произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да...). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги.
Эту игру можно использовать во время динамической паузы, меняя ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии.
Дифференциация фонем:
Различение изолированных звуков, связанных с конкретными образами.
Игра «Медведица и медвежонок»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: ширма, игрушки (большой и маленький медведи).
Ход: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости. Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: «Ы-Ы-Ы», потом медвежонок: «И-И-И». Потом они уходят за ширму. Ребенок должен догадаться, кто его зовет. (Логопед за ширмой произносит звуки «и», «ы».)
Эту игру можно провести в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Звук [ы], буква “Ы”». Затем можно провести психогимнастику, предложив изобразить маленького медвежонка па прогулке в лесу.
Игра «Успокой Таню»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: мяч, ширма, кукла.
Описание игры: логопед показывает ребенку куклу и читает отрывок стихотворения: Наша Таня громко плачет: А-А-А! Уронила в речку мячик. Логопед предлагает успокоить Таню, когда она заплачет: поднять над головой мяч, когда услышит звук «а». логопед четко произносит звуки за ширмой: «а», «о», «а», «у», «а», «а», «о», «и», «а».
Эту игру можно провести в основной части индивидуального занятия после изучения темы «Звуки «а», «у», «и», «э», «о», «ы». Лесная школа». Можно предложить эту игру во время динамической паузы, предложив бросить мяч логопеду, услышав звук «а», затем логопед возвращает мяч ребенку и продолжает называть звуки.
Игра «Охотники»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.
Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия знакомства со звуками. Особенно полезна она на фронтальном занятии, т.к. позволяет логопеду видеть реакцию всех детей, и исключает подсматривание детей друг за другом.
Игра «Песни леса»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: картинка с изображением зимнего леса, экранчик.
Описание игры: логопед предлагает ребенку отправиться в путешествие по лесу. Ребенок называет известных ему животных и птиц. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать песни лесных жителей и спрятаться, услышав песню волка «у-у-у». Ребенок «гуляет», а логопед произносит гласные звуки, закрыв рот экраном. Услышав звук «у», ребенок прячется.
Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии. Можно, в зависимости от темы занятия, менять выделяемый звук, его окружение.
Игры со звуковыми символами:
Для этих игр необходимо изготовить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10*10 см. Символы рисуются красным фломастером. Звук «а» обозначается большим полым кругом, звук «у» – маленьким полым кругом, звук «о» – полым овалом , звук «ы» - широким красным прямоугольником и звук «и» – узким красным прямоугольником. Дети предварительно знакомятся с каждым звуком и его обозначением.
Игра «Кто внимательный?».
Цель: развитие фонематического восприятия, формирование фонематических представлений.
Оборудование: один символ звука или несколько.
Описание игры: логопед называет гласные звуки. Ребёнок должен поднять соответствующие символы. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более.
Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Набор звуков и их символов зависит от темы занятия и возможностей детей.
Игра «Телевизор».
Цель: развитие фонематического восприятия, формирование фонематических представлений.
Оборудование: символы звуков, плоский картонный экран телевизора, с вырезанным окошком.
Описание игры: логопед произносит гласные звуки в окошечке телевизора, а дети поднимают соответствующие символы. Затем кто-то из детей может «поработать диктором».
Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия. Набор звуков и их символов зависит от темы занятия и возможностей детей.
Игра «Полёт птицы»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Описание игры: логопед учит ребенка показывать летящую птицу (ладонь одной руки накладывается тыльной стороной на другую, большие пальцы перекрещиваются, остальные пальцы одновременно прогибаются назад и сгибаются вперёд). Птица «летит», пока логопед произносит звуки и замирает, когда произносится заданный звук.
Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии знакомства со звуком или его дифференциации с другими звуками. В зависимости от темы занятия меняется выделяемый звук и его окружение.
Игра «Лошадка»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Описание игры: логопед учит ребенка показывать лошадку (повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива).Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот). Затем предлагает поиграть: «Когда услышишь изучаемый звук, лошадка будет открывать и закрывать рот».
Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии знакомства со звуком или его дифференциации с другими звуками. В зависимости от темы занятия меняется выделяемый звук и его окружение.

Комментариев нет :

Отправить комментарий