Автоматизация звуков [П, ПЬ, Б, БЬ]


Система работы по автоматизации звуков П и Пь.

1 задание  «Поймай звук».
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П: а, с, у, п, т, и, м, п, к.

2 задание  «Отбери картинки».
Логопед показывает и называет картинку, ребёнок отбирает себе картинку, если в её названии есть звук П (или Пь), и оставляет логопеду, если такого звука нет.

3 задание  «Подражаем звукам».  
Логопед вместе с ребёнком изображают, как пыхтит каша в кастрюле: п – п – п – п , паровоз выпускает пар: П – П – П .

4 задание  «Читаем слоги и слова».
Логопед читает слоги, указывая на них пальцем. После трёхкратного повторения «читает» слово-картинку. Затем эту же строку повторяют вместе с ребёнком.
а) па – па – па – палка , па – па – па – папа,  па – па – па – палатка,
    по – по – по – поле,  пу – пу – пу – пуля,  пы – пы – пы – пыль;
б) уп – уп – уп – суп, оп – оп – оп – лоб, ап – ап – ап - краб ;
 в)шап – шап – шапка , лап – лап – лапка, тяп – тяп – тяпка,
    кап – кап – кпаля, кеп – кеп – кепка, зуб – зуб – зубки.

5 задание «Чистоговорки». 
                                                                             По – по – по – песню пой.        
Па – па – па – мелкая крупа.                             Пы – пы – пы – вытри пыль.
Пу – пу – пу – купили мы крупу.                      Пу – пу – пу – летит пух.            
Пы – пы – пы – желтые снопы.                         Уп – уп – уп – готовлю суп.  

6 задание «Закончи слово».  
Ребёнку предлагается закончить слово, добавив слог ПА, затем повторить слово целиком: па-(па), лам-(па), кру-(па), лу-(па), ла-(па), тол-(па).

7 задание «Один - много» .  
Логопед показывает и называет картинку с одним предметом, а ребёнок называет эти предметы во множественном числе (в первый раз ребёнок просто повторяет оба варианта за логопедом):
Папа – папы                  лампа – лампы                   крупа - крупы    
 Лупа – лупы                 лапа – лапы                        толпа – толпы

8 задание   «Продолжи слово».  
Ребёнок рассматривает, а логопед называет все предложенные картинки. Затем логопед называет первый слог слова, а ребёнок должен выбрать и назвать (показать) те картинки, название которых начинается на этот слог.
ПА – павлин, папка. ПУ – пушка, пуля. ПО – поле, полка. ПЫ – пышка, пыль.

9 задание  «Чего нет?». 
Логопед закрывает карточкой одну из картинок, ребёнок должен сказать, чего не стало.
Павлина, папки, пушки, пули, поля, полки, пышки, пыли.    
10 задание  «Что делают?» (Приложение 8)
Ребёнку предлагается назвать действия по картинкам. Логопед помогает вопросами: - Дети что делают? – Плавают.
Глаголы: плавают, поют, прыгают, путешествуют, плачет, пылесосит, просит, спят, топают, купаются, копают, пишут.

11 задание  «Твёрдые - мягкие»  
     а) логопед вместе с ребёнком поёт  песенку твёрдых губ: П – П – П и мягких губ: Пь – Пь – Пь (при необходимости во время произношения звуков можно приложить  к губам палец).
      б) повторяем слоги с твёрдым, затем с мягким звуком. Можно поиграть с мячом: логопед говорит слог с твёрдим П и бросает мяч, ребёнок возвращает мяч, называя этот же слог с мягким звуком. И наоборот.
Па-па-па – пя-пя-пя                                     пы-пы-пы – пи-пи-пи
По-по-по – пё-пё-пё                                    пу-пу-пу – пю-пю-пю       

12 задание «Читаем слоги и слова».   
Задание проводится аналогично работе с твёрдым звуком.
Пя – пя – пя – пятки                                   пи – пи – пи – пирог
Пю – пю – пю – пюре                                 пе – пе – пе – песня
Пё – пё – пё – пёс                                        пе – пе – пе - печка    

13 задание  «1 – 2 – 5 » 
Логопед предлагает «сосчитать» картинки по  образцу:
Одно платье – два платья – пять платьев.
Одна лампа – две лампы – пять ламп.
Один компьютер – два компьютера – пять компьютеров.
Один паровоз – два паровоза – пять паровозов.
Один паук – два паука – пять пауков.
Один пингвин – два пингвина – пять пингвинов.
Одна цепь – две цепи – пять цепей.
Одна черепаха – две черепахи – пять черепах.
Одна парта – две парты – пять парт.
Один пароход – два парохода – пять пароходов.
Одно пальто – два пальто – пять пальто.
Один поросёнок – два поросёнка – пять поросят.
Одна пушка – две пушки – пять пушек.
Один гриб – два гриба – пять грибов.
Одна печь две печи – пять печей.
Один сапог – два сапога – пять сапогов.

14 задание «Звуки П и Пь» 
Логопед предлагает ребёнку рассмотреть и назвать картинки, а затем накрыть их фишками разного цвета: картинки, в названии которых есть звук П – синими, а картинки, в названии которых есть звук Пь – зелёными фишками.
Слова со звуком П: платье, лапти,  паук, черепаха, капуста, кепка, парашют, поросёнок, пузыри.
Слова со звуком Пь: компьютер, пирог, пингвин, цепь, перец, пистолет, петух.

15 задание «Делим слова на слоги»
Логопед предлагает ребёнку поделить каждое слово на слоги и провести от картинки линию к домику с таким числом этажей, сколько слогов оказалось в слове.
Односложные слова: зуб, гриб.
Двусложные слова: пальма, тюльпан, капли.
Трёхсложные слова: пеликан, попугай, капитан.

16 задание «Скороговорки и стихи» 
Скороговорки разучиваются медленно, ритмично.
Пошла Поля полоть в поле. 
Пекарь пёк пироги в печи.                                                       
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Купи кипу пик. Купи кипу пуха. 
В поле Фрося полет просо. 
- Расскажите про покупки.
- Про какие, про покупки?
- Про покупки, про покупки,
про покупочки мои.
Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.
17 задание «Определяем место звука в слове»
Логопед знакомит ребёнка со схемами расположения звука в слове (начало, середина, конец) и предлагает подобрать слова к каждой из схем.
Слова, где звук П в начале: пылесос, парта, пароход.
Слова, где звук П в середине: лопата, топор, капуста.
Слова, где звук П в конце: гриб, сноп, укроп. 

Система работы по автоматизации звуков Б и Бь

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ
Барабан стучит бам- бам, труба трубит бу-бу, вода течёт буль-буль, колокол звонит бом-бом, мишка спит бай-бай, машина едет би-би, зайка упал бух, салют стреляет бах- бах, баран блеет бе-бе

Звук Б в начале слова: Бак, бант, банка, башня, бочка, бусы, будка, буквы, бык.
Назови предметы,про которые можно сказать большой, большая ,большие.

БЫВАЕТ- НЕ БЫВАЕТ
Взрослый бросает мяч, задаёт вопросы: самолёт летает, так бывает?  Корова летает, так бывает? и т.п. 
Ребёнок ловит мяч и отвечает, бывает так или нет.

Звук Б в начале слова: Булка, банан, батон, багаж, бокал, баран, букет, бульдог, бублик. 

Назови, что можно есть, назови животных.

Чистоговорки: ран-ран-ран- ой бодается…, 
кал-кал-кал- молока налью в …, 
тон-тон-тон- я купил себе…, 
нан-нан-нан- я сегодня съел…, 
кет-кет-кет-маме подарю…,
дог-дог-дог-во дворе гулял…

Звук Б в начале слова: Баранки, ботинки, балалайка, бумага, будильник, бабушка, Буратино, бабочка, булавка, барабан.

Звук Б в середине слова 

Шуба, жаба, труба, зубы, губы, рыба, грибы, забор, хобот. Назови предметы ,про которые можно сказать большая, большой, большие.

Звук Б в середине слова: Собака, автобус, рубашка, колбаса, футболка, табуретка, арбуз, клубок, альбом.

Чистоговорки: бом-бом-бом-в садик я возьму…, 
башка-башка-башка-чистая…,
бака-бака-бака-во дворе живёт…,
бок-бок-бок-укатился мой….,
буз-буз-буз-очень я люблю…

 Звук БЬ в начале и середине слова
Бинт, билет, бинокль, белка, берёза, бидон, бегемот, беседка, берет, бельё, кабина, рябина. 

РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ
Найди все банки, бутылки, бокалы, булавки, пакеты. Посчитай, сколько пустых банок, сколько полных. Найди предметы в названии которых слышим звуки Б и П.

РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ
Найди на картинке всех пауков, всех бабочек, все палки. Посчитай.
 

1 комментарий :