Игры и упражнения, направленные на развитие мыслительных процессов

 Развивающие игры на развитие мышления ребёнка.

Построить по признаку

Количество играющих: 1-6 человек.
◈ Игра проводится дома или на улице, в ней могут участвовать и дети, и взрослые.
◈ Предложите ребенку выстроить всех присутствующих по определенному признаку, известному только ему, например, по росту, цвету волос, силе и т. д. А участники должны отгадать, по какому принципу он их выстроил.
◈ Ребенок может использовать даже игрушки. Единственное требование к участникам: не обижаться! Самые смешные и оригинальные комбинации можно записать.

Угадайте фотографию

Инвентарь: фото из журналов.
◈ Вырежьте из журналов или календарей большие фотографии знакомых детям объектов.
◈ Закройте эти фотографии полосками бумаги таким образом, чтобы, снимая эти полоски одну за другой (но не подряд), постепенно открывать фотографию.
◈ Попросите детей угадать, что представлено на фотографии.

Отгадай рисунок

Инвентарь: картинка, открытка, бумага, ножницы.
◈ Для того чтобы провести эту игру, нужно подготовиться. Выберите в книге или журнале простой рисунок. Обязательное условие: ребенок не должен предварительно видеть то, что там нарисовано.
◈ Затем вырежьте кусок чистой бумаги размером чуть больше открытки.
◈ В центре проделайте небольшое отверстие — размером с рублевую монетку.
◈ Чистой бумагой накройте рисунок и водите им так, чтобы ребенок увидел все изображение, но не сразу, а по частям — в этом маленьком вырезанном кружочке.
◈ Спросите ребенка, что там нарисовано.

Кто кем был?

Инвентарь: мяч.
◈ Ведущий, бросая мяч ребенку, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект. Например:
цыпленок — яйцом
лошадь — жеребенком
дуб — желудем
рыба — икринкой
бабочка — гусеницей
хлеб — мукой
лягушка — головастиком ит. д.
◈ Возможен обратный вариант. Ведущий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, семечко?».
◈ Дети, бросая мяч обратно, могут дать один или несколько вариантов ответа. К примеру: «Из яйца может быть птенец (крокодил, черепаха, змея и даже яичница!)».

Можешь угадать?

◈ Имитируйте выполнение различный действий, например: удар по футбольному мячу, прыжки через скакалку, надевание платья и т. д.
◈ Попросите детей, чтобы они поочередно повторяли эти действия, а затем угадали, что они делали.

Загадочная пища

Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: кастрюлька, полотняная салфетка (или полотенце), несколько фруктов, овощей и т. д.
◈ Положите яблоко на дно небольшой кастрюльки или другой подходящей посуды. Прикройте кастрюльку сверху салфеткой.
◈ Попросите детей, засунув руку в кастрюльку, ощупать фрукт.
◈ Предложите им опознать фрукт наощупь. Задавайте вопросы типа: «Это шершавое?», «Это гладкое?». Пусть каждый ребенок опишет этот фрукт.

Отгадай, что мы задумали

◈ Дети выбирают водящего. Он выходит за дверь, а оставшиеся дети загадывают какой-нибудь предмет и договариваются, что каждый будет называть только один признак загаданного предмета.
◈ Водящего приглашают в комнату, и дети по очереди называют разные признаки загаданного предмета.
◈ Ведущий может назвать предмет после любого названного признака. Тогда тот, на ком произошло угадывание, сам становится водящим.
◈ Если на первом круге ведущий не может отгадать задуманное, то он идет на второй круг.
◈ На втором круге дети называют признаки задуманного предмета снова, но теперь с частицей «НЕ». Например, о мяче: это никогда не бывает квадратным, не тонет в воде, это не делают из металла и т. д.

Свой список

Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: бумага, карандаш.
◈ Подскажите ребенку несколько категорий предметов, которые он должен нарисовать. Например:
♦ предметы, которые можно застегнуть;
♦ сделаны из дерева;
♦ помещаются в обувной коробке;
♦ меньше обувной коробки;
♦ работают от электричества, и т. д.
◈ Чем меньше ребенок, тем короче должен быть задаваемый список. Для начала достаточно четырех-пяти слов.

Необитаемый остров

◈ Взрослый предлагает детям представить, что каждый из них оказался на необитаемом острове.
◈ Как можно красочнее опишите остров, его природу, климат, животный мир и т. д.
◈ Потом попросите детей по очереди придумать, как сделать себе жилище, одежду, посуду, добыть огонь, отыскать еду, постричься.

Кто отгадает?

Количество играющих: от 3 человек
◈ Дети выбирают ведущего. Он ненадолго уходит.
◈ За это время остальные сговариваются, что они будут показывать, когда ведущий возвратится.
◈ По сигналу ведущий возвращается, здоровается со всеми и спрашивает: «Чем вы занимались, пока меня не было?».
◈ Дети жестами, движениями показывают, что они делали.
Например, читали, гуляли, стирали, копали и т. д.
◈ Ведущий должен назвать действие. После того, как он отгадает, выбирается новый ведущий и игра повторяется.

Загадочные животные

Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: открытки, фотографии, вырезки из журналов с изображением разных животных.
◈ Найдите и приготовьте большие изображения животных — лучше всего фотографии. Рукой или куском бумаги закройте одного из животных, постепенно приоткрывая какие-то его части. Смогут ли дети узнать это животное? Если нет, приоткройте еще часть и продолжайте так делать до тех пор, пока дети не сумеют назвать животное.
◈ После того как они узнали это животное, можно закрыть какую-то его часть и попросить детей назвать, какую именно часть вы спрятали.

Стук-стук

Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: карандаш, различные предметы.
◈ Попросите детей закрыть глаза. Несколько раз постучите карандашом по какому-то выбранному вами предмету. Спросите у детей, знают ли они, что это за предмет.
◈ Тот, кто угадает и даст правильный ответ, сам будет в следующий раз постукивать карандашом.


А так же хочу посоветовать пособие: 

Экспресс-курсы по развитию познавательных процессов. Интеллектуальный тренинг. Уровни 1-6.
Автор: Бураков Н. Б.

Четкая и продуманная система заданий на развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти и воображения. Задания даются по принципу "от простого к сложному".
Разнообразие заданий вызовет интерес у ребенка, а высокая степень повтора обеспечит необходимый тренинговый эффект. Предоставьте ребенку максимум самостоятельности. Пусть он сам обводит, зачеркивает и соединяет. Может, это будет не так быстро и красиво, как бы вам хотелось, но это будет его работа и его результат.
СКАЧАТЬ можно тут

Комментариев нет :

Отправить комментарий