Лето

Вспоминаем ЛЕТО

  
1.    Задайте ребёнку вопросы:
- Какое время года наступило? А какое время года было перед осенью?
- Что делали дети летом?  (Летом дети купаются, загорают, ходят в лес за ягодами.)
2.   Придумайте вместе с ребенком как можно больше слов, которые помогут рассказать о том, какая летом погода.
3.   Какую одежду люди надевают на улицу летом?
4.   Какие подарки приносит людям лето?
Фрукты:_______ .
Овощи:_______ .
Ягоды: ______ .
Цветы:_______ .
5.    Вместе с ребёнком нарисуйте или подберите картинку по теме. Пусть ребёнок самостоятельно подпишет её и составит рассказ из трёх-четырёх предложений.
План рассказа
1. Какое это время года?
2. Тепло или холодно на улице?
3. Какие в это время года выпадают осадки?
4. Как выглядят в это время года земля, растения, небо?
5. Как одеваются в это время люди?
6. Какую работу выполняют в это время люди, чем занимаются дети?
7. Как проводят это время года животные?
8. Как проводят это время года птицы?
6.    Выучите с ребёнком приметы лета:
1). Лето – самое тёплое время года. Солнце яркое и жаркое.
2). Летом дуют тёплые ветры, и идут тёплые дожди.
3). Дни длинные, а ночи – короткие. В                             
4). Люди легко одеваются.
5). Дети много гуляют, отдыхают за городом, ездят на море, купаются и загорают.

7.    Прочитайте и объясните ребёнку пословицу о лете:  Летний день  год кормит.


Новая лексика
Существительные:
лето,   июнь,   июль,   август,   солнце,   жара,   роса, бадминтон,   теннис,   велосипед,   колокольчик,   ромашка, василёк,  одуванчик,  незабудка,  панама,  шорты,  футболка,платье, туфли, сандалии, восход, закат.
Глаголы:
плавать,   нырять,   купаться,   отдыхать,   загорать, путешествовать,   расцветать,   цвести,   собирать,   поливать, ухаживать, согревать, светить.
Прилагательные:
яркий,   солнечный,   жаркий,   ласковое,   безоблачное, тёплое, летний; белые (ночи), ясные (дни), лазурное (небо).
Наречия:
жарко, сухо, пасмурно, ясно, тепло.


Повторение названий летних месяцев
Цели:  закрепить   в   речи   названия   летних   месяцев,   учить связному монологическому высказыванию.
ХОД  игры.  Воспитатель   предлагает   детям   прослушать отрывок   из   стихотворения   «Двенадцать   месяцев».   Проводит беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.

Не спит всю ночь болотный лунь,
Светлей всех месяцев июнь.
Варенье варится буль-буль,
Из ягод, что собрал июль.
 Всем дарит яблоки на радость
Последний летний месяц август.
                              В. Степанов
Вопросы и задания:
Чем примечателен месяц июнь (июль, август)?
Назови первый (второй, третий) летний месяц.
Перечисли летние месяцы по порядку.

Игра «Четвёртый лишний»
Цели:  учить дифференцировать признаки лета от признаков других   времён   года,   развивать   связную   речь   (употребление сложноподчинённых   предложений),   развивать   зрительное внимание.
Ход   игры.  Воспитатель   помещает   на   наборное   полотно четыре   картинки,   на   трёх   из   которых   одно   время   года,   а   на четвёртой—другое.  Дети рассматривают картинки и составляют предложения.
Например:
Здесь   лишняя   вторая   картинка,   потому   что   на   ней нарисована зима, а на остальных картинках изображено лето.
И т. п.

Игра «Составь схему»
Цели:  совершенствовать навык анализа речевого потока на слова.
Ход игры.  Воспитатель предлагает детям начертить схемы предложений.
Например:
Лето — жаркое время года.
Летом дети любят купаться.
Лётом много цветов.

Игра «Хлопаем — топаем»
Цели:  совершенствовать навык анализа речевого потока на слова.
Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   послушать предложения о лете.  Если  они согласны с выражением,  пусть
хлопают в ладоши, если нет — топают ногами.

Летом птицы улетают на юг.
Летом жарко.
Летом в лесу много ягод.
Летом звенит капель.
Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.
Летом животные готовятся к зиме.
Январь — первый летний месяц.
Летом у школьников каникулы.

Игра «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»
Цели:  развивать   слуховое   внимание,   мышление,   чувство рифмы;   совершенствовать   мелкую   моторику,   творческое воображение.
Ход   игры.  Воспитатель   загадывает   детям   загадки,   дети отгадывают их и рисуют отгадки, так, чтобы получилась картина.
Например:
— Ребята,  сейчас мы с вами будем рисовать картину.  Отгадайте, какое время года будет на ней изображено?

Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться... (лето).

—Правильно на картине будет изображено лето.
А теперь слушайте загадки и рисуйте отгадки.

Жаркий шар на небе светит,
Этот шар любой заметит.
Утром смотрит к нам в оконце,
Радостно сияя, ... (солнце).
Е. Савельева

Они легкие, как вата,
По небу плывут куда-то.
Держат путь издалека
Каравеллы — ... (облака).

Мчится по холмам змея,
Влагу деревцам неся.
Омывая берега,
 По полям течет... (река).
Е. Савельев
Е. Савельева

Он поплачет над садами —
 Сад наполнится плодами.
Даже пыльный подорожник
Рад умыться в летний... (дождик).
Е. Савельева

Поле летом покраснело.
Яркий, как победный флаг,
Нам головкой машет смело
Бархатистый красный... (мак).
Н. Иванова

Игра «Какое слово не подходит?»
Цели:  развивать   речевой   слух,   слуховую   память, грамматический   строй   речи   (умение   подбирать   однокоренные слова).
ХОД игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти. После этого дети должны назвать лишнее слово и объяснить почему.
Например:
Лето, летний, лететь. Трава, травяной, трамвай, травушка.
Дождь, дождливый, ждать, дождить. Затем детям предлагается
самим подобрать однокоренные слова к заданным.

Игра «Исправь ошибки»
Цели: развивать слуховое внимание, грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).
ХОД  игры.  Воспитатель   предлагает   детям   внимательно прослушать «словосочетания» и исправить в них ошибки.
Например:
(голубая) колокольчик — голубой колокольчик
(душистый) земляника — ...
(тёплый) солнышко — ...
(летнее) дождик — ...

Игра «Составь предложение из слов»
Цели:  развивать   слуховое   внимание;   формировать грамматический   строй   речи,   учить   из   данных   слов   строить
предложение;  совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и составить из них предложения.
Например:
Ярко, лето, светить, солнце. —Летом ярко светит солнце.
Мы,  земляника,  найти,  душистая,  поляна, на. — На поляне мы нашли душистую землянику.

Игра «Подбери рифму»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
Ход игры.
Воспитатель называет слово, дети подбирают рифмующиеся с ним слова.
 Например:
одуванчик — диванчик — стаканчик...
кочка — бочка — строчка...

Игра «Поймай и раздели»
Цели:  совершенствовать   навык   слогового   анализа   слов, закреплять в словаре детей слова — названия полевых цветов.
Ход   игры.  Дети   встают   круг.   Воспитатель   бросает   мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.
Например:
Сол-ныш-ко — три, тра-ва — два, ра-ду-га — три, реч-ка — два, дож-дик — два...

Игра «Поймай звук»
Цели: развивать фонематическое восприятие.
Ход игры.  Воспитатель предлагает детям «поймать звук», дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и
определить,   где он находится  (в начале,  в середине или в конце слова).
Например:
Звук [г]:  радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода, насекомые;
Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.

Игра «Весёлые звуки»
Цели:  совершенствовать   навыки   фонематического анализа и синтеза.
Ход   игры.  Воспитатель   выставляет   перед   детьми картинки:   мак,   гром,   радуга.   Дети   должны   составить   из цветных кружков звуковые схемы этих слов.

Игра «Найди все слова в цепочке»
Цели:  развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки   чтения   и   звукового   анализа   слов,   профилактика дисграфии.
Ход игры.  Воспитатель предлагает детям найти слова в цепочке   и   раскрасить   буквы   в   соответствии   со   звуковым анализом  слова:   гласный   звук    красный   кружок,   мягкий согласный — зелёный, твёрдый согласный — синий.

Игра «Нарисуй-ка»
Цели:  актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь,  учить планированию рассказа — описания по картинке.
Ход   игры.  Детям   предлагается   нарисовать   летнюю картину.  Воспитатель просит   кого-либо из  детей составить рассказ по своей   картине.   Дети   вместе   с   воспитателем   обговаривают детали рисунка: о чём надо рассказать сначала, о чём — потом.
Затем   составляется   рассказ.   На   индивидуальных   занятиях можно составлять рассказы с остальными детьми.

Игра «Объясни пословицу»
Цели:  актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь.
Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   послушать   и объяснить пословицы и поговорки.

Что летом родится, зимой пригодится.
Клади по ягодке, наберёшь кузовок.
Одна пчела много мёду не наносит.
Готовь летом сани, зимой — телегу.

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть
«ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?»
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это — лето
 На всё лето к нам пришло.
Оттого и каждый день
Всё длиннее, что ни день,
Ну а ночи,
Ночь от ночи,
Всё короче и короче...
                И. Мазнин

Тексты для пересказа
КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ
Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:
— Мама, я с тобой пойду!
Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.
Захотелось Васе поймать рыбку.  Присел он на корточки,  за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.
Барахтается, кричит:
— Рыбку поймал! Рыбку поймал!
Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:
— Где же твоя рыбка?
Разжал Вася кулак, а там нет ничего!
Смеётся мама:
— Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!
                                                                                                                   Н. Калинина
Вопросы:
Зачем мама пошла на речку?
Кто пошёл на речку с мамой?
 Почему Вася потянулся к воде?
Удалось ли Васе поймать рыбку?
Что сказала мама?

* * *

В  начале  лета   в  лесу   появились   новые цветы.  Мы  очень любим   простые   лесные   цветы.   Мы   часто   ходим   в   лес   на знакомую   полянку,   заросшую   земляникой.   Там   я   делаю   из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой. После тёплых дождей в лесу пошли грибы.  Смолою пахнут высокие   сосны,   недвижно   дремлют   зелёные   ели.  Шелестят кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина. С  корзинками  в  руках долго  мы бродим  по лесу.  Ищем и собираем грибы.
                                                                                                                                             И. Соколов-Микитов
Вопросы:
Что появилось в лесу в начале лета?
О чём рассказывают ребята?
Куда они ходят за земляникой?
Как они её собирают?
Что появляется в лесу после тёплых дождей?
О каких деревьях говорится в рассказе?



Комментариев нет :

Отправить комментарий