Определение наличия звука в слове

Узнай, кто какие звуки издает.

Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз.
Ход игры.
         Педагог показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос взрослого, как звенит пила, жужжит жук и т. д., отвечает представитель группы детей, а затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ребенок или группа, чьи ответы были всегда правильными.

"Фонетическая гимнастика"
Цель: развитие слухового восприятия и слухового внимания.
Ход игры:
         Начинаем с простых вопросов:
Как тикают часы?  - Тик-так.
Как подзывают цыплят? - Цып-цып.
Как чикают ножницы? -Чик-чик.
Что говорят, когда рыба срывается с крючка? - Эх и т.п.
          А затем задаем вопросы так, чтобы, отвечая, ребенок использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? -Ж-Ж-Ж
Как воет волк?- У-У-У
Как паровоз выпускает пар?- Щ-Щ-Щ
Как поют комарики?- 3-3-3
Как рычит мотор? - Р-Р-Р
Что просит сказать врач, когда осматривает горло?- А-А-А
Как фыркает кот? - Ф-Ф-Ф
Как выходит воздух из шара?- С-С-С
Как пыхтит каша? -Н-П-П
Как шипит змея?- Ш-Ш-Ш и т.д.
          Не страшно, если фыркает не кот, а ёжик, или звук Ш обозначает не змею, а опавшие листочки, главное, чтобы дети осмысленно подбирали и употребляли нужный звук.

Вариант этой игры.
"Звуковые загадки"
          Называем какой-то звук, а ребенок придумывает кто (что) может его издавать.
Кто (что) издает такой звук: 3-3, Ш-Ш, Р-Р? и т.д.

"В стране звуковичков»
Цель: развитие слухового восприятия и внимания.
Игровой материал: рисунки с изображением Звуковичков и предметов (на их крылышках), музыкальное сопровождение.
Ход игры:
          Звуковички - это носители и хранители звуков. Они живут в Стране слов.
           Чтобы узнать, как зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотрим на рисунок его крылышек. Если нарисован ландыш, это Звуковичок Л, а если люстра, то – Л`, солнышко - Звуковичок С, Серёжка – С` и т.д.
Объясняем детям: чтобы накормить Звуковичка, надо назвать слова с его звуком, растягивая звук как можно дольше (пока Звуковичок не наестся). Звуковичку В надо пропеть в-в-вата, в-в-ворон, но нельзя предложить шоколад или грушу, а то он отравится.
           В данной игре несколько вариантов игровых действий, которые можно использовать на других этапах коррекционной работы.

Вариант 1. "Угадай, как нас зовут?"
          Показываем 5-6 Звуковичков. По рисункам на крылышках дети определяют имя Звуковичка. Все названия должны начинаться только с твердого или мягкого согласного.
                                  Вариант 2. "Кто лучше покормит Звуковичка?"
          Показываем Звуковичка. По рисункам на крылышках узнаем его имя. Кто больше придумает слов на этот звук?
Вариант 3. "Почему заболел Звуковичок?"
          На крылышках грустного Звуковичка М нарисованы: мак, мох, мыло, машина, миска. Ребёнок догадывается, что художник по ошибке дал Звуковичку предмет на М' - миска, поэтому Звуковичок болен.
Вариант 4. "Рисуем крылышки Звуковичку"
          Дети сами подбирают и рисуют Звуковичку предметы на крыльях.
Вариант 5. "День и ночь"
           Каждый ребенок выступает в роли какого-то Звуковичка: например, Оля - О, Света - С, Веткин - В' и т. п.
Ночь. Спят Звуковички.
День. Весело летают по комнате, машут крылышками, обязательно напевают свою песенку (свой звук).
Игра проводится  под музыку.

"Подарки Аленке"
Цель: учить определять наличие или отсутствие звука в словах, развивать фонематический слух.
Игровой материал: бумага и карандаши.
Ход игры
          Когда девочке Алёнке исполнилось шесть лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышится звук У. Угадайте, какие  игрушки могли  ей   подарить?   (Утку, улитку, утюг, Буратино, кукушку, муравья, дуршлаг и т.д.).
Аналогично обыгрываем другие звуки.
Вариант игры: "Загрузи кораблик (самолёт, лодку, поезд, машину
и любой вид транспорта)"
          Кораблик собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит грузы только такие, в названиях которых есть звук У: пуговицы, ружья, груши, улья и т.д.
          Ребенок рисует нужные предметы на кораблике. Повторяем с другими звуками.

"Обручи»
Цель: учить определять наличие или отсутствие звука в словах, развивать фонематический слух.
Игровой материал: обруч, фанты (фантики от конфет), мяч.
Ход игры
          Вспоминаем слова с О: мост, Оля, сом, очи и т.п. Катаем друг другу обруч. К кому обруч подкатился, тот быстро называет слово со звуком О, если замешкался, отдает фант, а в конце за каждый фант говорит три слова со звуком О.

Вариант этой игры с мячом:
"Скажи слово с нужным звуком"
          Называем звук, по очереди кидаем мяч всем детям. Дети называют слова с этим звуком. Если не могут быстро вспомнить, то отдают фант. Например, со звуком А: мяч, шашки, каша и т.д. Со звуком И: рис, лист, винтик, мир и т.п.

"Учим негритенка Тома"
Цель: учить определять наличие или отсутствие звука в словах, развивать фонематический слух.

Ход игры
          Негритенок приехал из Африки и мечтает заговорить по-русски. Учитель дал ему задание: придумать 10 слов, в которых есть звук Ф. А у него не получается. Помоги ему.
Вариант этой игры: "Логопед"
         Шепелявому медвежонку прописали 10 слов со звуком Ш. Подбираем ему слова.

"Загадки Петрушки "
Цель: учить определять наличие или отсутствие звука в словах, развивать фонематический слух.
Игровой материал: бумага, ручка, иллюстративный материал, фишки.
Ход игры
          От Петрушки (или другой игрушки) пришло письмо с загадками.
          "Здравствуй, дружок! Я живу на даче, много гуляю по лесу, собираю грибы. Отгадай, какие грибы я собираю, если в их названии есть звук Р - боровики, грузди, рыжики, сыроежки; звук Т - маслята, опята; звук С - сыроежки, свинушки, маслята; звук И - подосиновики, рыжики, боровики ".
          Аналогично составляем письма с вопросами о названиях цветов, насекомых, ягод, птиц, рыб, животных, деревьев и т.д.
          Всегда используем иллюстративный материал: муляжи или картинки.
Варианты этой игры:
1. Вспомните:
- в названиях какой посуды встречается звук С - солонка, миска, стакан, супница, салатница, сахарница и т.п.;
- профессии взрослых, в названии которых есть звук Р или Р' - доктор, продавец, столяр, маляр и т.д.;
- названия деревьев, в которых есть последний звук слова "роль"-клен, лиственница, тополь, ель и т.д.

2. Кто назовет больше слов о зиме (или о другом времени года):
- чтобы в названном слове был звук А - шуба, сосулька, ледянка;
- чтобы в словах не было звука К - лед, мороз, снегирь;
- чтобы был звук К или К' - снежок, коньки, варежки и т.д.
3. "Кто больше?"

Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.

        Сначала подбираем все слова со звуком П "на полу'' - плинтус, паркет, половица, палас и т.д., затем "на потолке" - лампа, побелка, паутина и прочее.
Искать слова можно всюду: на небе, в море, на улице и даже в кастрюле.
4. Придумать слова с определенным звуком на заданную тему
Темы:   "Моряки", "Зимняя одежда", "Что я видел в цирке?" и т.п.

"Слова из сказки или кто больше"
Цель: учить определять наличие или отсутствие звука в словах, развивать фонематический слух.
Ход игры
Педагог говорит детям:
- Вы знаете много сказок. Вспомните слова из сказок со звуком Ц, назовите их - царь, дворец, златая цепь, Жар-птица и другие. За правильный ответ - фишка. Побеждает тот, у кого больше фишек.
Вариант игры. Придумать только смешные (веселые, грустные, страшные) слова с определенным звуком.

"Найди лишнее слово "
Цель: учить определять наличие или отсутствие звука в словах, развивать фонематический слух.
Ход игры
- В трех словах этого задания есть общий, звук, а в четвертом его нет. Дети находят это слово.
Щука, плащ, шерсть, клещи.
Кукла, мяч, майник, чашка.
Овца, цыпленок, солнце, луна.
Ножницы, кружок, лошадь, жеребенок.
Вариант этой игры:
Послушайте, как звучат названия:
- овощей - капуста, огурец, кабачок, тыква;
- домашних птиц — курица, утка, гусь, индюк;
- диких птиц - сорока, клест, грач, утка.
Во всех примерах найти лишнее слово. Найди общий звук.


«Одинаковые звуки»
Цель: развитие внимания, фонематического слуха, формирование навыка звукового анализа.
Ход  игры
 Произносим 3-4 слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук. Какой звук встречается во всех словах?

Чайник, очки, ключи.
Жаба, лыжи, жук.
Липа, лес, соль.
Репа, букварь, крепость.
Зима, вазелин, зеркало.
Стул, лодка, лампа.
Воробей, павлин, иволга.


Просим детей самих придумать аналогичные задания.

"Подарки лесным зверюшкам "
Цель: развитие внимания, фонематического слуха, формирование навыка звукового анализа.


Ход игры
          Крокодил Гена провёл отпуск в Африке. И оттуда привёз своим друзьям - лесным зверюшкам - много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки, например:
зайчику - зонтик, звонок, задачник; лисенку - леденец, лежак и лейку; лосенку - лопатку, лыжи и лакомство.
          А что подарил крокодил Гена волчонку, белочке, барсучку, медвежонку и Чебурашке?
          Какие подарки мог подарить крокодил Гена детенышам животных; козлёнку, жеребенку, щенку, ослику и верблюжонку?

«По звуку угадай предмет»
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование. Ширма, набор звучащих предметов : колокольчик, детское пианино, барабан, погремушка, дудочка и др.
Ход игры.
          Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети отгадывают и хором называют предмет.

«У кого хороший слух?»
Цель: развитие фонематического слуха, умение слышать звук в слове.
Оборудование.    Набор   предметных  картинок.
X од игры.
          Педагог показывает картинку и называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах педагог молча показывает картинку, а дети проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Педагог отмечает  детей, правильно   определивших звук, либо тех, кто не смог его найти и не выполнил (или выполнил неверно) соответствующих действий.
«Кто в домике живет?»
Цель: развитие умения определять наличие звука в слове.
Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры.
          Педагог объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л']. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Примерный материал. Еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

«Вертолина»
Цель: развитие умения подбирать слова, начинающиеся на заданный звук.
Оборудование. Два фанерных диска, наложенные друг на друга; нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор. Фишки.
Ход игры.
          Дети по очереди вращают диск. На какой букве останавливается прорезь, на такой соответствующий ей звук ученик должен назвать слово. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, выявляется победитель.

«Красный — белый» 
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).



Ход игры.
          Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.

«Кто больше?» 
Цель: нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Ход игры.
          Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких пред­метов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

«Кто внимательнее?»
Цель: развитие внимания, фонематического слуха, формирование навыка звукового анализа.
Оборудование. Картинки на определенный звук.
Ход игры.
          Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку».
          Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука с. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.
          Игру можно усложнить.
«Кто больше слов придумает?»
Цель: развитие фонематического слуха, активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Мяч, фанты.
Ход игры.
          Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

Комментариев нет :

Отправить комментарий